Если оглянуться в недавнее прошлое, то, безусловно, точкой бифуркации, запустившей процесс перераспределения профессионального рынка программного обеспечения для монтажа и постобработки видео стал выход в июне 2011 новой версии, а точнее, совершенно новой программы Apple Final Cut Pro X, которую с прежними версиями объединяет разве что название.
Большинство пользователей FCP7 ожидали, что в новой версии Apрle просто "вольет новое вино в старые мехи", то есть перепишет ядро программы, сделав ее, наконец, 64-битной, снимая таким образом ограничения в 4 гигабайта на объем оперативной памяти, доступный для работы программы. Добавит, скажем, поддержку использования процессора видеокарты для ускорения рендеринга. Отшлифованный же десятью годами развития интерфейс программы Final Cut Pro 7 претерпит лишь небольшие косметические изменения, поскольку другие видеоредакторы часто заимствовали уже придуманное в FCP7, в том числе даже сочетания горячих клавиш. По-сути, монтажный пакет Final Cut Studio был де-факто стандартом программ для видеомонтажа и постпродакшена, на нем базировали свое производство многие профессиональные теле- и киностудии, и не удивительно что ему принадлежала почти половина американского рынка.
Однако Apple выпустила под брендом Final Cut Pro совершенно новую программу, интерфейс которой имел гораздо больше общего с любительской iMovie, чем с предыдущими версиями Final Cut Pro, за что недовольные профессионалы назвали ее iMovie Pro.
Как оказалось, в FCPX нам предложили не только новый интерфейс, но еще и, по-сути, новую парадигму монтажа. И зная Apple как законодателя мод в области высоких технологий, можно предположить что эти решения Applе могут стать новыми трендами в развитии программного обеспечения для обработки видео в ближайшем будущем.
Итак, Apple в FCPX применила несколько интересных инноваций. Во-первых, Apple известна как фирма производящая не только компьютеры (hardware), но и программное обеспечение к ним (software), причем как операционную систему так и прикладные программы. FCPX и создавался с таким расчетом, чтобы для ускорения работы программы "выжать" все по-максимуму как из аппаратного, так и из программного обеспечения. Поэтому, чем более мощный компьютер будет у вас - тем быстрее будет работать FCPX.
Теперь в программе можно «нативно», без перекодировки, монтировать медиафайлы различных видеоформатов, а если мощности компьютера не будет хватать для этого - вы в любой момент сможете перейти на использование либо оптимизированных ProRes 422, либо даже Proxy-файлов.
Другой важнейшей инновацией в FCPX стала организация работы с метаданными. Пожалуй, ни одна другая программа видеомонтажа сегодня не предлагает такие возможности в этой сфере. С переходом видеопроизводства на файловые форматы записи и хранения видео вплотную стала задача - как быстро найти не только нужный файл среди сотен и даже тысяч использующихся в проекте, но и определенный участок этого файла. Для этого FCPX использует несколько инструментов:
- Keywords - ключевые слова, которые вы можете присваивать как целому файлу, так и его части;
- Raiting (рейтинг) - Favorite для отметки понравившегося участка клипа, либо Rejected - для ненужного участка или брака;
- Smart Collection - «умные коллекции», позволяющие сохранять результаты поиска клипов по нескольким параметрам.
И хотя возможности поиска нужного клипа (либо по его имени, либо по добавленным комментариям к нему) существовала и в FCP7, и в Avid Media Composer, а для сохранения нужного участка клипа использовались сабклипы, то в FCPX работа с метаданными тесно интегрирована в программу, очень проста и позволяет даже начинающим монтажерам эффективно использовать этот инструмент. Более того, часть метаданных переносится в программу автоматически непосредственно во время импорта файла. Возможно это и повлияло на решение Apple отказаться от дальнейшего развития Final Cut Server.
То, что появление подобных модулей и в других программах монтажа не за горами, показала и реакция других участников рынка. Фирма Adobe уже включила в свой пакет CS6 новую программу - Adobe Prelude, предназначенную не только для работы с метаданными, но и для создания чернового монтажа как для Adobe Premiere Pro, так и для FCP7.
И третье важное нововведение в FCPX, которое и вызвало наиболее противоречивые отклики - это новая «магнитная» таймлайн. Во-первых, на таймлайн исчезли видео- и аудиотреки и осталась одна Primary Storyline - главный «сборочный конвейер», где последовательно выкладываются один за другим клипы проекта. К ним затем «пристыковываются» дополнительные клипы - перебивки, титры, музыка, шумы. Постоянно включенный на таймлайн «ripple»-режим не позволяет случайно затереть один клип другим при их перемещении или где-то оставить «дырку»-gap.
Из пяти выпущенных за год обновлений FCPX, два - 10.0.1 и 10.0.3 добавляли в программу новые функции - улучшенный кеер, «роли», мультикамеру - наверное, одну из лучших на сегодняшний день. Возможность синхронизации клипов не только по тайм-коду и маркерам, но и по времени создания клипа или по звуковой дорожке очень востребована, особенно при раздельной съемке видео и звука цифровыми DSLR-фотоаппаратами.
Остальные обновления были направлены на повышение стабильности и надежности работы программы. Возможно, выпусти Apple программу хотя бы с возможностями версии 10.0.3 - отрицательного пиара вокруг FCPX было бы меньше. А сейчас Apple приходится прикладывать значительные усилия чтобы доказать справедливость приставки Pro в названии программы. Среди свойств, которые должны появиться уже в ближайших обновлениях программы - аудоимикшер, нативная поддержка камеры RED, более привычный двухоконный интерфейс. Кроме того, недавно был опубликован новый патент Apple, в котором описывается возможность совместной работы в FCPX над одним проектом сразу нескольких человек.
Еще одно слабое место FCPX - недостаточные возможности взаимодействия с другими программами постпроизводства (для цветокоррекции, микширования и обработки звука), посредством использования XML-файлов, что неизбежно при встраивании программы в профессиональные workflow. Даже с Motion 5 взаимодействие не столь удобное, каким было в предыдущих версиях программ. Наиболее странным выглядит отсутствие возможности открывать в FCPX проекты из FCP7 и наоборот. Хотя для программистов это оказалось золотой жилой - появилось несколько плагинов сторонних фирм, которые позволяли экспортировать и импортировать проекты в FCP7, Premiere Pro или Pro Tools.
Таки образом, FCPX стал этакой "вещью в себе", рассчитанной прежде всего на то что большинство операций - монтаж видео, редактирование аудио, цветокоррекция будет производится в одной монтажной программе. То есть, получился продукт, предназначенный скорее для фрилансеров и маленьких студий, чем для больших теле- и кинокомпаний, имеющих уже отработанные профессиональные workflow. Именно этим и можно объяснить столь доступную цену в 299 USD для программы. Такое значительное снижение цены на продукт подобного уровня заставило и других производителей включится в ценовую войну.
по материалам сайта http://www.broadcast.telekritika.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий